Всем знакомы красивые алюминиевые рамы с причудливой формой труб. Простой гибкой такого изменения формы достигнуть невозможно. Для увеличения площади сварных соединений, повышения жесткости конструкции и создания привлекательного дизайна применяется гидроформинг труб.
Гидроформинг — это технология изменения формы трубы. Применяется в промышленности и активно используется в велосипедной индустрии. Дает возможность придать трубам практически любую форму. Сам процесс прост, как все гениальное: обычную трубу кладут в кондуктор, нагревают и подают жидкость под давлением. Жидкость распирает изнутри и труба принимает заданную форму. При этом учитывается изменение толщины стенок трубы, которые неизбежно утончаются в местах расширения в ходе форминга. Гидроформинг рука об руку идет с баттингом, о котором мы уже вам рассказывали. Если трубу не биттировать, то в местах расширения после гидроформинга, будет слишком мало материала, что приведет к поломкам.
Гидроформируют в основном алюминиевые рамы, реже стальные. Особенно эффектно выглядит конструкция с зашлифованными сварными швами. Монолитный дизайн. Гидроформировать можно любую трубу в раме, но в основном технологию применяют к трубам переднего треугольника и перьям. Рулевой стакан изготавливают на токарном оборудовании, как и кареточный. Дропауты отливают или фрезеруют. Подседельная труба в 99% случаев не нуждается в изменении формы. Исключением становятся рамы для шоссе — там подседельной трубе придают аэродинамическую форму.
В переднем треугольнике рам стараются создать максимально жесткое и прочное соединение с рулевым стаканом, а также с кареточным узлом. Для этого верхнюю и нижнюю трубу расширяют и подгоняют по стыку друг к другу. Выглядит это лучше, чем простая сварная конструкция из двух круглых труб. Также верхнюю и нижнюю трубы формируют из соображений повышения жесткости кросскантрийных, шоссейных, трюковых и гоночных рам.
Особую форму перьев также используют для увеличения наката рамы. Например, расширение центральной части нижних перьев. В некоторых трюковых рамах применяют гидроформинг для создания нижних перьев из одной трубы. Такое решение позволяет создать максимально прочное соединение с кареточным стаканом, что увеличивает прочность. Также оно служит для увеличения пространства для покрышки заднего колеса. Бонусом будет уменьшение количества сварных соединений у каретки и отличный внешний вид.