Статья раскроет тему того, как отдельные узлы и компоненты в велосипеде влияют на его вес.
Сегодня практически каждый велолюбитель стремится к тому, чтобы его велосипед был как можно легче. Это обусловлено прежде всего тем, что на легком велосипеде необходимо прикладывать меньше усилий при катании. Легкие байки очень динамичны, они быстро разгоняются и так же быстро останавливаются. Такой характер велосипеда незаменим для спортивного применения.
Обычно путь облегчения имеет свой четкий предел, после достижения которого велосипед не станет существенно легче ни при каких условиях. Чтобы наиболее полно представлять из чего складывается вес велосипеда, мы рассмотрим, сколько весят его отдельные узлы, на примере дешевого и дорого велосипедов. Также проанализируем, какую долю в общем весе байка занимает каждый узел. Это в будущем позволит понять, на чем можно сбросить максимум веса.
Все значения массы узлов, которые будут приведены ниже, являются довольно общими. Они никак не связаны с какими-то определенными марками компонентов, а только в целом отражают порядок величины. Итак, приступим.
Дешевый велосипед:
- Рама. Обычно такие велосипеды построены на стальной или алюминиевой раме. Производители не слишком заботятся о том, сколько рама будет весить, лишь бы стоила она недорого. В результате такие рамы весят в среднем 2,5 кг.
- Амортизационная вилка. Дешевые вилки также собраны по принципу минимальной стоимости. Основной материал, используемый в конструкции — сталь. Поэтому они имеют значительный вес также около 2,5 кг.
- Руль и вынос. В последнее время даже на недорогих байках эти узлы преимущественно выполняются из алюминия, поэтому в среднем вес руля составляет 350 граммов, а вес выноса 200-300 граммов
- Колеса. Их вес складывается из втулок, ободьев, спиц, покрышек и камер.
- Втулки фактически целиком выполнены из стали, а потому и вес пары составляет около 1 кг. Обода на горных велосипедах все чаще двойные алюминиевые, в среднем такие весят по 700 граммов. В качестве армирующего компонента на дешевых покрышках используется стальная проволока, из-за этого каждая покрышек весит около 1 кг. Две бутиловые камеры добавят еще около 600 граммов. Спицы и ниппели стальные, вес набора из 64 штук на два колеса составит 200 граммов.
- Тормоза. Обычно это дисковая механика. Пара калиперов вытянет на 700 граммов, тормозные диски с адаптерами весят 250 граммов. И каждая тормозная ручка весит около 150 граммов.
- Седло и подседельной штырь. Часто на бюджетные велосипеды стараются установить седло пошире и помягче, поэтому и весит оно будет 400 граммов. Подседельный штырь сейчас на бюджетных велосипепедах также алюминиевый, но изготовлен по порошковой технологии, поэтому прочность его компенсируют большим количеством материала. В результате весит такой 300 граммов.
- Трансмиссия. Основной материал, применяемый в бюджетных трансмиссиях — сталь. Чтобы цена была меньше, в таких компонентах используется минимальная механическая обработка. Кроме этого, каретка в таких велосипедах представляет собой здоровенный сплошной стальной вал на двух подшипниках. Два переключателя скоростей и две манетки. Весить это все будет не меньше 3 кг.
- Педали. Бюджетные педали имеют в своей основе толстую стальную ось, если же еще и сами платформы выполнены из металла, то парочка таких легко вытянет на 500 граммов.
В такой сборке велосипед будет весить 16,5 кг. Это стандартный вес недорогого велосипеда.
Дорогой велосипед:
- Рама. Обычно для изготовления топовых рам применяется композиционный материал на основе углеродных волокон — углепластик. Рама при этом весит около 1,5 кг.
- Вилка. Основной материал в гоночных вилках — алюминиевые и магниевых сплавы. Отдельные элементы могут быть также выполнены из углепластика. В результате такая вилка будет иметь вес 1,5 кг.
- Руль и вынос. Это узлы целиком выполняются из углепластика. Иногда используют технологию фрезеровки из цельного куска кованого алюминия. В выносе могут использоваться титановые болты. Благодаря этим технологиям вес руля составляет 200, а выноса 140 граммов.
- Колеса. Вновь максимум карбона. Из него принято выполнять обода и даже корпуса втулок. Все оси втулок полые и изготовлены из алюминия. Спиц в гоночных колесах обычно меньше, но они могут быть толще и изготовляться из алюминия или титана. В таких колесах вы не найдете камер. А сами покрышки армированы арамидным волокном. И пара хороших колес должна весить около 3 кг.
- Тормоза. Пара топовых гидравлических тормозов вместе с роторами будет весить 720 граммов.
- Седло и подседельный штырь. Спортивное седло обычно уже и жестче. В нем нет никаких пружин и поролона. Часто рамки гоночных образцов сделаны из титана. Такое седло будет весить 250 граммов. Подседельные штыри вновь массово производятся из углепластика. Поэтому и весит он около 200 граммов.
- Трансмиссия. В трансмиссии высокого уровня производители стараются максимально снять лишний материал с помощью многопрофильного фрезерования. Сталь применяется в минимальном количестве, больше алюминий и углепластик. Обычно в таких группах отсутствует передний переключатель. Ось шатунов полая, как и сами шатуны. В итоге общий вес трансмиссии составит 2 кг.
- Педали. Подавляющее большинство профессионалов используют контактные педали. Они меньше обычных, при их изготовлении может также применятся титан. Пара таких педалей будет весить 300 граммов.
Таким образом хардтейл для кросс-кантри уровня чемпионата мира будет весить меньше 10 кг.
эта диаграмма иллюстрирует на сколько процентов более дорогие компоненты имеют меньший вес
Как видно из полученных диаграмм, и в дорогом, и в дешевом велосипедах различные компоненты имеют примерно одинаковую долю от общего веса велосипеда. Наибольший вклад в вес велосипеда вносят: колеса, рама, вилка, трансмиссия, тормоза. Именно поэтому, чтобы облегчить велосипед необходимо улучшать эти компоненты в первую очередь.