На выставке Bike-Expo-2017 были показаны предсерийные образцы лигерада «ринцлер», известного проекта, фото которого есть даже в википедии. Нам удалось познакомиться и с аппаратом, и с одним из его создателей Всеволодом Котельниковым.
«Ринцлер» — это лежачий велосипед. Управляют им лежа или полулежа в упираясь спиной в сиденье. Такой тип велосипедов ещё называют лигерадом (от немецкого Liegerad) и рикамбентом.
История «ринцлера» началась в 2000-м году, когда профессор Курганского государственного университета, преподаватель кафедры механики машин и основ конструирования Глеб Юрьевич Волков задумался о замене обычного велосипеда на более подходящий его возрасту и здоровью транспорт с мускульным приводом.
Так все начиналось…
Со временем лигерад превратился из решения сугубо медицинской проблемы в хобби. Глеб Юрьевич отнесся к нему со всей серьезностью и использовал свои знания и опыт для постройки новых моделей. Каждая из них становилась совершеннее предыдущей. Со временем к проекту подключился сын профессора — Всеволод. Он взял на себя конструкторскую и дизайнерскую проработку, поиск производственной площадки и пр. Его усилиями лигерад доведен до состояния, пригодного к серийному производству. Если этот проект действительно попадет на конвейер, то станет первым отечественным серийным лигерадом.
Професссор Волков на предсерийном экземпляере лигерада
«Ринцлер» относится к длиннобазным моделям с приводом на заднее колесо и нижним управлением. Рама велосипеда стальная, сварная. Использование стали с одной стороны увеличивает массу конструкции, с другой стороны способствует снижению стоимости лигерада. Привод, как уже было сказано выше, на заднее колесо. Для передачи крутящего момента от педалей используется удлинённая велосипедная цепь. Шатуны, педали и пр. стандартные.
Фронтальная проекция лигерада всего 0,3 кв. метра. При желании можно установить стандартные крылья
Оригинальная особенность «ринцлера» — это подвеска. Подрессорено только сиденье. Это позволило увеличить жёсткость и прочность рамы, а также снизить её массу. При этом кинематика подвески и расположение пружины подобраны так, что подвеска не «съедает» часть энергии, прикладываемой к педалям.
На схеме видно, что при давлении на педали подвеска седла остается в крайнем положении и не «забирает» энергию, передаваемую на колесо
Другим оригинальным элементом конструкции является седло. Оно вентилируемое, имеет анатомическую форму и совмещено с рукояткой, служащей для удержания велосипеда. Кроме того, рукоятка служит опорой при вертикальном хранении велосипеда.
Профиль и жесткость седла подобраны очень удачно, наклон регулируется от 25 до 30 градусов
Рулевое управление нижнее. Это значит, что руль расположен примерно на уровне седла. С одной стороны, это необычно для тех, кто привык к классическому велосипеду. Однако такое расположение имеет ряд достоинств: руль не закрывает обзор и позволяет фиксироваться в поперечном направлении, кроме того лучше контролируется центр тяжести системы пилот-аппарат в поперечном направлении. Это особенно важно для тех, кто только пробует поехать на лигераде.
Спереди цепь закрыта. Звездочки, пружины, шатуны и пр. элементы обвеса стандартные. При желании их заменить проблем с подбором не возникнет
Особого упоминания заслуживает эргономика лигерада. Лежачее положение велосипедиста уменьшает нагрузку на спину. При таком положении улучшается кровообращение и потребление кислорода. Вместе с меньшим, по сравнению с обычным велосипедом, фронтальной проекцией это служит основой более высоких скоростных свойств лигерада.
Соотношение плеч руля и вилки: 1.22/1 ; 1.44/1 (настраивается), цепь стандартная (удлиненная), цепь закрыта кожухом
Масса «ринцлера» 18,3 кг, длина 185 см, ширина по рулю 60 см, высота по седлу 73 см. Ход подвески (седла) 60 мм. Переднее колесо 20 дюймов, заднее 26. Диаметр разворота всего 4 м.Переключатели «микрошифт» RD-25l, скоростей 7. Предполагается выпускать лигерад в России на АО «Курганские прицепы». Заявленная цена 25 тыс. р.
Конструктор и дизайнер аппарата Всеволод Котельников
Управляемость «ринцлера» с нижним рулём не уступает классическим велосипедам, на нём можно даже выполнять вилли. Это лигерад в наибольшей степени соответствует принципу сел и поехал.
При желании можно поднять колесо или переехать препятствие высотой 40 см
За время выставки немало посетителей и участников опробовали «ринцлер» и очень быстро к нему адаптировались. Лигерад оставляет приятное впечатление как необычной внешностью, так и продуманностью: научная школа создателя аппарата даёт о себе знать. За рубежом подобные аппараты пользуются большой популярностью: на них соревнуются, путешествуют и просто катаются. Надеемся, что и в нашей стране появятся собственные лигерады. Поэтому желаем команде «ринцлера» успехов и ждем отечественные лежачие велосипеды!
Фото: VELOHACK и Всеволод Котельников