Механический допинг. Краткий обзор

Допинг встречается в любом виде спорте. В велосипедном помимо обычного допинга встречается и так называемый механический. Международный союз велосипедистов (UCI) называет этим термином различные способы и виды технологического мошенничества. По мере возможности UCI с ним борется. Но чтобы бороться с механическим допингом его еще надо выявить. Это не так просто, как кажется.

Современные военные и спортивные технологии позволяют сделать механический допинг практически незаметным. Методы его обнаружения и выявления пока находятся на ранней стадии. UCI использует специальный планшет, который реагирует на магнитное и электромагнитное излучение. Если возникает подозрение в наличии механического допинга велосипед спортсмена подвергается более тщательному контролю. Его могут полностью разобрать или поместить в рентгеноскопическую камеру. Наличие механического допинга автоматически влечет за собой крупные штрафы для команд и наказания для спортсменов, вплоть до продолжительной дисквалификации.

Рама с установленными элементами электропривода. Фото UCI

Далеко не все случаи механического допинга выявляются и предаются огласке. В отношении электромеханического допинга первая информация стала доступна в 2010 г. На Туре Фландрии сомнения зародились в победе Фабиана Качелларо. Некоторые итальянские журналисты предположили наличие электромотора в велосипеде спортсмена. Однако доказать факт механического допинга никто не смог. Команда и спортсмен наличие мотора, естественно, отрицали.

Электромотор с аккумулятором для установки подседельную трубу рамы

Австралийский велогонщик, обладатель часового рекорда скорости Крис Бордман заранее предупреждал Международный союз велосипедистов о возможности установки электромотора в раму. Он утверждал, что в автогонках F1 есть технологии, позволяющие получить 1 кВт из одной батареи ААА. Вовремя к его словам не прислушались, и победа Канчеллары осталась за ним. Однако UCI учел опыт и разработал специальный регламент проверки велосипедов. Начиная с Тур де Франс 2010 г. этот регламент стал действовать.

Электромотор M3138U постоянного тока, 6 В, 19,65 Вт может использоваться для механического допинга. Фото UCI

В 2015 г. Международный союз велосипедистов опубликовал правила, в соответствии с которыми, спортсмен уличенный в наличии механического допинга отстраняется от соревнований на срок до полугода, и на него накладывается штраф от 20 до 2000 тыс. швейцарских франков. Cумма штрафа, налагаемого на команду составляет от 100 тыс. до 1 млн швейцарских франков. Кроме того, команда дисквалифицировалась на срок до полугода.

Cannondale Supersix Evo carbon. Слева с механической трансмиссией, справа с электрической. Фото UCI

В том же, 2015 г. подозрения зародились в адрес испанского велогонщика, победителя Тур де Франс Альберто Контадора. Однако и на этот раз подозрения остались подозрениями. Сам спортсмен объяснил свое преимущество грамотной работой с техникой и правильным подбором компонентов (шин, колёс, подшипников, переключателей и пр.). Технические комиссары разобрали велосипед и ничего не нашли.

Проверка велосипеда Альберто Контадора

Слухи о возможности механического допинга продолжали появляться. Так, в 2015 г. американский велогонщик Грег Лемонд заявил, что велосипеды «с моторчиком» существуют. Более того, они принимают участие в гонках, а сам Грег даже пообщался с разработчиком подобной техники. Спортсмен предложил методы выявления допинга, в том числе с использованием термографии. Методы контроля основаны на том, что компактные моторы и аккумуляторы при работе должны достаточно сильно нагреваться и это видно на термограмме (снимке в ИК-диапазоне).

Термограмма спортсменов на трассе поможет выявить механический допинг

В 2016 г. механический допинг был выявлен на чемпионате мира по велосипеде 19-летней бельгийской спортсменки Фемке Ван Ден Дрише. Реакция UCI не заставила себя ждать: штраф 20 тыс. швейцарских франков и отстранение от участия в соревнованиях на 6 лет. Бельгийская спортсменка пока единственная официальная «пострадавшая» за использование «электричества». Но американец Лэнс Армстронг в одном из интервью утверждал, что об использовании «электропривода» услышал еще в 1998 г., а в 1999 г. видел его на соревнованиях.

Фемке Ван Ден Дрише

Борьба с допингом продолжается. Но и его разработчики не стоят на месте. Появляются новые моторы и АКБ, а также более современные и незаметные способы маскировки. Если раньше «электропривод» устанавливали в подседельной трубе рамы, то теперь появились и «мотор-колеса», и дистанционное управление. Европейские спортивные журналисты встретились с несколькими разработчиками механического допинга и назвали стоимость «доработки» велосипеда: от 50 до 100 тыс. долларов. При этом неназванные механики не жаловались на недостаток спроса. Раз есть спрос, то будет и предложение. Поэтому борьба с механическим допингом будет продолжаться.

Заставка: The varsity

Механический допинг. Краткий обзор

Related Post

Корейские журналисты начинают снимать видеоролики о ПриморьеКорейские журналисты начинают снимать видеоролики о Приморье

Сегодня, 18 ноября, во Владивосток прибывает съемочная группа корейского медиахолдинга Educational Broadcasting System (EBS), которая создаст десять видеороликов о Приморском крае. Договоренность об этих съемках была достигнута в мае 2014

Прыжки на велосипеде — прыгаем большие трамплиныПрыжки на велосипеде — прыгаем большие трамплины

<p>Даже райдеру, регулярно прыгающему не байке, нужно учитывать несколько важных моментов на больших трамплинах. Давайте разберемся с базовыми моментами, необходимыми для этого. Хорошая техника, правильно настроенный байк и стальные нервы