Цепь отличается наибольшей скоростью износа во всей группе трансмиссии у любого велосипеда. Износ цепи отражается в ее чрезмерном удлинении. Поэтому её следует менять время от времени, чтобы сохранить точность переключения скоростей трансмиссии. Кроме того, изношенная цепь начинает «подъедать» звёздочки на кассете и шатунах, иногда они даже могут сломаться. Однако равномерный износ всех трущихся компонентов трансмиссии не так страшен. Гораздо опаснее более выраженное растяжение отдельных звеньев цепи и истирание групп зубьев на звездах. Это происходит из-за неправильного монтажа компонентов или нарушения в плоскопараллельности между звездами.
Пример истирания цепью зубов на роликах переключателя
Так когда же именно стоит менять цепь? Износ цепи зависит от целого ряда факторов: обслуживание (чистку/смазку), условия эксплуатации (вода/грязь/песок), стиль езды райдера и состояние трансмиссии в целом (износ кассеты и звёзд). Именно поэтому не совсем верно определять износ цепи по количеству откатанных на ней километров.
Представитель компании Campagnolo, мирового лидера в производстве трансмиссий, Джошуа Риддл отмечает: «Тяжело свести всё к количеству километров, так как ездоки имеют разный вес, катаются по-разному, переключаются чаще или реже, выдают разную мощность, катаются по плоскому или горному рельефу, посуху или в жуткие погодные условия, заботятся о трансмиссии или катают на грязной… всё это складывается в совершенно разную картину износа цепи. Цепь может проходить от 3000 до 8000км, если округлять, но может быть даже меньше или даже больше, в отдельных случаях.»
Цепь необходимо стразу же заменить, если вы обнаружите какие-либо повреждения и трещины на ней. Ведь ее неожиданный разрыв в происходит, как правило в момент приложения пиковой нагрузки, из-за чего нога резко проваливается в пустоту, все это приводит к падению. Также полезно регулярно проверять цепь на предмет степени износа.
Далее мы опишем несколько простых способов, позволяющих оценить состояние цепи.
Измерение линейкой
Измерить износ можно простой линейкой, особенно удобно пользоваться дюймовой шкалой, так как два звена должны соответствовать 1 дюйму. Возьмите один пин для начала отсчёта и отмерьте 24 звена (12 полных, если считать узкое + широкое за полное звено). На новой цепи 12 полных звеньев должно равняться 12 дюймам. Но на изношенной и удлинённой цепи 12 звеньев будут длиннее. Если пин цепи 12го полного звена будет смещён более, чем на 1/16 дюйма, то цепь пора менять.
Если дюймовой линейки нет под рукой, то можно использовать метрическую, тогда удобней проводить измерения на 10 звеньях. На новой цепи 10 полных звеньев будут равны 25.4см. Если расстояние между центрами линков цепи окажется больше 25.5см, то цепь считается изношенной и требует замены. Все
Измерение с помощью калибра
Калибр для цепи — очень простой, недорогой и полезный прибор для измерения износа.
Крючком необходимо зацепить одно звено и если головка на другой стороне свободно заходит внутрь цепи, то значит износ вышел за рамки указанного в процентах на двух сторонах. Одна сторона рассчитана на индикацию 0.5% износа, вторая на 0.75%. Рекомендуется менять после того, как начинает заходить 0.75%.
Все вышеописанные измерения лучше проводить на снятой с велосипеда цепи, чтобы исключить вклад износа звезд в измерение.