Фэтбайк считается вездеходом среди велосипедов. Но для того чтобы быть полноценным вездеходом ему не хватает полного привода. Решить эту проблему пытались многие изобретатели. Но удача сопутствовала Стиву Кристини. Только ему удалось создать лёгкую, компактную и безопасную систему полного привода для велосипедов. Причём не только для фэтбайков.
Полноприводной велосипед (и мотоцикл) пытались создать задолго до появления фэтбайка. Разные изобретатели делали это по-разному. Можно выделить 3 основных способа:
— «вести» крутящий момент, развиваемый велосипедистом на педалях от каретки;
— «вести» крутящий момент, развиваемый велосипедистом на педалях от заднего колеса;
— организовать независимый привод переднего колеса, например, используя силу рук.
Как показала практика, для велосипеда наиболее практичным оказался второй способ. Только он позволял использовать традиционную велосипедную трансмиссию со стандартными педалями, шатунами, каретками, звёздочками и пр. Однако перспективность способа не означает его лёгкой реализации. Многие создатели полноприводных велосипедов пытались передавать крутящий момент на переднее колесо с помощью длинной цепи. Решение оказалось неудачным, т.к. громоздкая цепь мешала велосипедисту и могла нанести ему травмы. Кроме того, было сложно «повернуть» крутящий момент на переднее колесо.
Схема американского вертолета Белл UH-1 «Ирокез». Красным выделен привод рулевого винта
Иначе подошёл к делу Стив Кристини. Если быть точным, он вообще не пытался решить эту проблему. Американский изобретатель в то время учился в колледже и работал в магазине товаров для хобби. Там он ремонтировал радиоуправляемые модели. В один из дней ему пришлось восстанавливать крупномасштабную модель вертолёта. После работы он решил уделить время любимому хобби и прокатиться на велосипеде. День был мокрым, поэтому при попытке въехать на холм велосипед проскальзывал. Стив подумал: жалко, что никто не придумал полноприводной велосипед… Так родилась идея использовать для привода переднего колеса велосипеда трансмиссию, аналогичную приводу рулевого винта вертолёта.
Стив Кристини рассказывает о своей системе полного привода
Патентный поиск подтвердил оригинальность идеи. Ничего подобного раньше не было запатентовано. Стив начал разрабатывать конструкцию полноприводного велосипеда и взял её в качестве темы дипломной работы в колледже. Идея доказала свою перспективность и востребованность. Поэтому спустя несколько лет была запатентована компания Christini Technologies, Inc.
Красным кругом отмечен узел соединения промежуточных валов
Первый изготовленный компанией велосипед имел прекрасные технические характеристики и выдающиеся внедорожные способности. Его создатель не остановился на достигнутом и стал развивать успех. Помимо велосипедов компания стала выпускать и мотоциклы. Американская армия испытала их в тяжелейших условиях Афганистана и осталась довольна.
Узел привода переднего колеса
Сегодня компания Стива Кристини выпускает внедорожные полноприводные велосипеды (фэтбайки и горные) и мотоциклы, а также т.н. фреймсеты – комплекты для привода переднего колеса мотоциклов сторонних производителей. Их отличительной чертой является фирменная система полного привода. Её достоинства – компактность, надёжность и безопасность. Немаловажно и то, что переднее колесо имеет минимальные ограничения по углу поворота.
Редуктор переднего колеса. С другой стороны колеса дисковый тормоз
Модельный ряд велосипедов
Christini AWD FAT
Серийный фэтбайк «кристини»
Велосипед, разработанный на базе модели для соревнований. Выпускается в нескольких модификациях.
Модель | 4 GX | 4 X1 | 5 GX | 5 X1 |
Рама | алюминиевая из сплава 6061 T6 | алюминиевая из сплава 6061 T6 | алюминиевая из сплава 6061 T6 | алюминиевая из сплава 6061 T6 |
Передняявилка | Christini Carbon FAT 135 мм | Christini Carbon FAT | Christini Carbon 135 мм FAT | Christini Carbon 135 мм FAT |
Обода | Sun Ringle Mulefut 80 | Sun Ringle Mulefut 80 | Sun Ringle Mulefut 80 | Sun Ringle Mulefut 80 |
Кассета | XG-1150 | SRAM X1 10-42 | XG-1150 | SRAM X1 10-42 |
Задний переключатель | GX | SRAM X1 | GX | SRAM X1 |
Тормоза | Дисковые SRAM Level Hydraulic180 мм | Дисковые SRAM Level Hydraulic (или AVID FR-7 Cable) 180 мм | Дисковые SRAM Level Hydraulic180 мм | Дисковые SRAM Guide RS 180 мм |
Педали | Wellgo Mtn WPD-95B (платф.) | Wellgo Mtn WPD-95B (платф.) | Wellgo Mtn WPD-95B (платф.) | Wellgo Mtn WPD-95B (платф.) |
Седло | Selle Italia Gel (муж. или женск.) | WTB Pro Gel | WTB Pro Gel | Selle Italia Gel (муж. или женск.) |
Масса | 14,97 кг (рама 18”) | 14,97 кг (рама 18”) | 14,06 кг (рама 18”) | 14,51 кг (рама 18”) |
Электрические фэтбайки CHRISTINI AWD FAT-E
Модель | 4 750W Mid Drive | 4 1000W Mid Drive | 5 750W Mid Drive |
Рама | алюминиевая из сплава 6061 T6 | алюминиевая из сплава 6061 T6 | алюминиевая из сплава 6061 T6 |
Мощность двигателя | 750 Вт | 1000 Вт | 750 Вт |
АКБ | 48 В, 11,6 Ач | 48 В, 13,5 Ач | 48 В, 11,6 Ач |
Передняя вилка | Christini Carbon 135 мм FAT | Christini Carbon 135 мм FAT | Christini Carbon 135 мм FAT |
Обода | Sun Ringle Mulefut 80 | Sun Ringle Mulefut 80 | Sun Ringle Mulefut 80 |
Кассета | XG-1150 | XG-1150 | XG-1150 |
Задний переключатель | GX | GX | GX |
Тормоза | SRAM Level Hydraulic (или AVID FR-7 Cable) 180 мм | SRAM Level Hydraulic (или AVID FR-7 Cable) 180 мм | SRAM Level Hydraulic (или AVID FR-7 Cable) 180 мм |
Педали | Wellgo Mtn WPD-95B (платф.) | Wellgo Mtn WPD-95B (платф.) | Wellgo Mtn WPD-95B (платф.) |
Седло | Selle Italia Gel (муж. или женск.) | Selle Italia Gel (муж. или женск.) | Selle Italia Gel (муж. или женск.) |
Масса | 24,49 кг (рама 18”) | 24,49 кг (рама 18”) | 24,95 кг (рама 18”) |
В ближайшее время ожидается появление новинок: хардтейла и двухподвеса «кристини». Фото новинок пока нет, но опубликованы технические характеристики моделей.
Новинка — хардтейл CHRISTINI AWD 29
Основой для хардтейла AWD 29 послужил первый велосипед «кристини». Он оснащён фирменной системой полного привода. Рама алюминиевая, тормоза дисковые. Шины бескамерные. Имеются три размера рамы: 16”, 18” и 20”.
Рама | алюминиевая из сплава 6061 T6 |
Передняя вилка | RockShox/Christini 100 мм Solo Air |
Обода | Sun Ringle Helix 25 |
Кассета | SRAM X1 10-42 |
Задний переключатель | SRAM X1 |
Тормоза | дисковые SRAM CenterlineS 180 мм |
Педали | iSSi Trail II |
Седло | Selle Italia Gel (муж. или женск.) |
Масса | 12,25 кг (рама 18”) |
Новинка — двухподвес CHRISTINI AWD 29
Рама | алюминиевая из сплава 6061 T6 |
Передняя вилка | RockShox/Christini 100 мм Solo Air |
Обода | Sun Ringle Helix 25 |
Кассета | SRAM X1 10-42 |
Задний переключатель | SRAM X1 |
Тормоза | дисковые SRAM CenterlineS 180 мм |
Педали | iSSi Trail II |
Седло | Selle Italia Gel (муж. или женск.) |
Масса | 13,15 кг (рама 18”) |
Велосипеды и мотоциклы Christini AWD изготавливаются в США. Они получили известность за пределами США. Австралийская спортсменка и путешественница Кейт Лиминг решила использовать специально подготовленный фэтбайк «кристини» для покорения Южного полюса. Путешествие должно состояться летом 2017-2018 года (в южном полушарии лето начинается в январе). В качестве тренировки австралийка уже пересекла Шпицберген.
Фото: Christini