Электровелосипед… Эти слова, прозвучавшие с одного из стендов Bike Expo, не произвели на меня ни малейшего впечатления. На выставке было немало «электричек», хороших и разных. Поэтому я решил не менять выбранную программу осмотра и пройти мимо. Однако боковым зрением увидел, что электровелосипед какой-то не такой… При ближайшем рассмотрении выяснилось, что он совершенно не такой.
Каким мы привыкли видеть электровелосипед? Массивная рама, внушительных размеров АКБ и простенький обвес. Стоявший на стенде компании RLE велосипед решительно отличался от привычного образа. Ничего не выдавало его принадлежность к категории электрических велосипедов. Единственным намёком была необычная форма рамы в районе седла.
Необычный срез рамы — know how компании RLE. Благодаря ему на велосипед удалось установить мощный аккумулятор, который не испортил внешнего вида велосипеда
При общении с руководителем компании-изготовителя Олегом Брушлинским выяснилось, что увиденный мною аппарат – отечественная разработка. Но только не велосипедной компании, как можно было подумать, а компании, занимающейся тюнингом автомобилей!
Основанная выпускниками и МАДИ и МАМИ компания RLE достаточно давно и успешно занимается тюнингом дорогих автомобилей и изготовлением на их базе мобильных офисов. Автомобильные элементы унаследовал и электровелосипед. Только увидеть их невозможно. Потому что они скрыты в раме. Именно там находится изюминка конструкции. И не одна.
Передняя карбоновая вилка. Как показал тест использование карбоновой вилки для города очень удачное решение
Начнём с того, что рама электровелосипеда RLE имеет необычную форму и сварена из титана. Такая форма необходима для того, чтобы спрятать в верхней и подседедельной трубе аккумуляторы. И аккумуляторы не простые, а золотые… Золотые это, конечно, преувеличение: в RLE использованы элементы 18650, аналогичные тем, что питают автомобиль «тесла». Именно такие «батарейки» и сделали её тем, чем она стала. Без лёгких и ёмких аккумуляторов «тесла» была бы обычным электромобилем, каких было немало до неё. Секрет успеха заключается в сочетании ёмких АКБ, мощном электроприводе и дизайне.
Но вернёмся к велосипеду RLE. Необычная рама со спрятанными внутри аккумуляторами и электропроводкой, небольшой но мощный электромотор в задней втулке… Ничего не указывает на то, что перед вами электровелосипед. Просто электровелосипед-невидимка. С хорошей рамой, классической геометрией, карбоновой передней вилкой и очень хорошим обвесом (shimano XT), но велосипед, а не «электричка».
С чем связана такая секретность? Как рассказали создатели новинки, несмотря на работу в автомобильной отрасли и профильное автомобильное образование, все они давно и с удовольствием катаются на велосипедах. Коллективное хобби и творческое начало подстегнули к выражению своего взгляда на проблему велосипеда для города. В итоге этот взгляд был реализован в металле. Получился пожалуй самый яркий и необычный экспонат Bike-Expo. И один из самых дорогих – цена новинки свыше двухсот тысяч рублей. Немало для отечественного велосипеда.
Технические характеристики:
Модель: RLE Urban XT
Рама: титан — аэрокосмический сплав ОТ–4
Мотор: 250 Вт (европейский стандарт), скрытая установка во втулке заднего колеса.
Дисплей: LCD полноцветный
Батарея: на базе элементов 18650 Panasonic (Tesla parts), напряжение 36 В, ёмкость 9,0 А·ч
Вилка: RLE Components Carbon Rigid
Трансмиссия: Shimano XT 11 Speed
Тормоза: передние / задние Shimano Deore
Покрышки: Kenda Kevlar 29
Обода: DT Swiss 29 Disc, aluminium
Руль: RLE Components Carbon Rigid
Вынос: RLE Components Carbon Rigid
Седло: RLE Components Carbon Rigid
Подседельный штырь: RLE Components Carbon Rigid
Педали: Titanium Super light
Зарядное устройство: RLE quick charger 4A
Масса велосипеда: 13,9 кг
Максимальный вес райдера: 100 кг
Цена: 275 000 руб
Стоит ли велосипед таких денег? Это я и решил выяснить. Для этого посетил после выставки мастерскую создателей.
Бортовой компьютер отображает параметры движения и управляет поддержкой
Тесты проходили в один из самых сложных в погодном отношении дней сентября. Резкий порывистый ветер ломал ветки деревьев, а МЧС слал СМС с предупреждениями о возможных катаклизмах. Замечательная тестовая погода! Особенно с учётом «фактора местности»: в районе, выделенном для проведения тестовой поездки сплошь стройки и ремонтные работы. И тут я, на электровелосипеде, который стоит как автомобиль. «Прекрасные» стартовые позиции…
Едем. В обычном режиме RLE хороший дорожный велосипед, лёгкий и комфортный. Катиться хорошо, скорости переключаются легко. Shimano XT это shimano XT. Для движения в городе конфигурация велосипеда практически идеальная. При этом ничто не выдаёт наличие электрической начинки. И даже вес аккумуляторов и мотора не чувствуется.
Но стоит, используя бортовой компьютер включить режим поддержки, как велосипед превращается … нет, не в электричку, а в троллейбус. Так легко и бесшумно работает электропривод, стремительно разгоняя велосипед.
В европейских традициях электродвигатель включается только при педалировании. Уровень его помощи можно регулировать бортовым компьютером от 1 до 5. При любом уровне поддержки мотор включается очень плавно и отключается по достижении максимально разрешённой европейским законодательством скорости в 25 км/час. Или чуть больше.
Разумеется, «на педалях» можно разогнаться и больше. Но достоинство электровелосипеда RLE не в том, что он бесшумно и стремительно несёт вас по улице, а в том, что на нём комфортно двигаться и на педалях. Это особенно удобно для мегаполиса. Можно неспешно педалируя добраться до офиса. И приехать в него не взмокшим и усталым, а бодрым и свежим. И уже после работы вволю оттянуться по паркам и велодорожкам.
Установленный в задней втулке электромотор практически не видно
Получилось ли задуманное у команды RLE? Сложный вопрос. С одной стороны, электровелосипед безусловная удача его разработчиков. С другой стороны, у RLE автомобильная цена. И слово автомобильная не гипербола. За цену этого электровелосипеда можно купить новый отечественный автомобиль. Однако велосипед на титановой раме с высоким уровнем оборудования и электроприводом просто не может стоить дёшево. Да и занята ниша бюджетных велосипедов крупными производителями. Вряд ли они её покинут и пойдут в нишу, занятую героем нашего обзора. Поэтому с маркетинговой стороны создатели RLE рассчитали всё верно.
Посмотрим, что скажут реальные продажи. Возможно, велосипед такого класса окажется более востребованным в Европе. Там байк ценой в 5 тыс. евро окажется доступным более широкому кругу покупателей, чем в России.
Бесшумный и стремительный… Велосипед настолько тихо подъехал к лавочке, что не разбудил спящего на ней кота