Велосипеды на войне. Агрессоры

1 сентября – это не только День знаний, это еще и День скорби. Именно в этот день 1939 года Германия, а точнее Третий Рейх начал Вторую мировую войну. Для наших соотечественников эти слова возможно окажутся удивительны, так как все привыкли связывать начало войны с 22 июня. Но в июне началась Великая отечественная война, а Вторая мировая на полтора года раньше, когда немецкие войска напали на Польшу.

На фото вверху немецкий военный велосипед в не оригинальной комплектации: на место утраченных установлены современные детали.

В боевых действиях использовались все виды техники. Воюющие страны, в том числе и страны Оси поставили под ружье и велосипед, и велосипедные фабрики. Последние в годы войны выпускали массу самой разнообразной продукции. Например, на одном из велозаводов Германии выпускали стреляющую пряжку для войск СС. Предполагалось, что эта пряжка поможет бойцу либо избежать плена (либо в качестве оружия нападения на конвоиров, либо для самоубийства). Но это было уже в конце войны. А в начале велосипед активно использовался в качестве транспортного средства. Для этого был ряд предпосылок: развитая велопромышленность Германии выпускала большое количество недорогих и добротных велосипедов, необходимость повышения мобильности пехоты, обеспечения транспортом большого количества курьеров, вестовых и почтальонов, а также дефицит топлива в Германии. Поэтому велосипед активно использовался Вермахтом на протяжении всей войны.

Стрельба с велосипеда

Преодоление препятствий

 

Разумеется, первые велосипедные части были созданы задолго до второй мировой войны. Например, в конце XIX века в армии США уже были части, передвигающиеся на велосипедах. Военные по достоинству оценили простоту и неприхотливость велосипеда, то что он позволяет повысить скорость и «транспортные возможности» пехоты. Использовался велосипед и в годы Первой мировой войны. Поэтом ко времени нападения на Польшу у военных разных стран был накоплен немалый опыт использования велосипедов. У кого-то этот опыт был больше, у кого-то меньше.

Велосипед с немецким лёгким минометом 50 мм и коробкой для мин

Велосипед с патронной коробкой для пулемета Mg.34

Велосипед с немецким противотанковым ружьем обр. 39 г. калибра 7,92 мм

Велосипед с патронной коробкой и футляром для сменных стволов пулемета Mg.34

Германские вооруженные силы использовали специальную модель велосипеда Tr Fa (от немецкого Truppenfahrrad – военный велосипед), а затем М42. С технической точки зрения немецкий военный велосипед представлял достаточно простую конструкцию: односкоростной, с фарой, работающий как от батареи, так и генератора. Принадлежность к армии определяла защитная матовая окраска, крепления для оружия и патронная коробка. Велосипеды производили несколько фирм, в том числе и австрийская Steyr-Daimler-Puch:

Конструкция педалей и шатунов немецкого военного велосипеда

 

Помимо стандартных велосипедов германская армия использовала транспортные тележки и «транспортные модификации» велосипеда. Автору статьи довелось прокатиться на современной реплике немецкого транспортного велосипеда. После MTB впечатления очень необычные: необходимо привыкать и к «размытому» рулю, и к необычному поведению велосипеда на дороге.

Грузовой велосипед в армии

Транспортная тележка (прицеп) для велосипеда

Прицеп в сложенном виде

Кроме того, велосипеды использовались воздушно-десантными войсками. Десантникам предназначалась складная модификация, которая для сброса с парашютом укладывалась в специальный кофр.

Десантники с велосипедами перед погрузкой с велосипедами в транспортный самолет «юнкерс-52»

Десантная модификация велосипеда

Десантная модификация велосипеда. Руль  и багажник сняты и закреплены на велосипеде

Десантная модификация велосипеда сложена и убрана в кофр

Кофр подготовлен к десантированию

Союзники Германии — финские военные достаточно активно использовали велосипеды на войне. Об этом даже снят «высокохудожественный» фильм «Вдали от линии фронта» (оригинальное название Framom främsta linjen). Создатели ленты утверждают, что она снята на основе реальных событий. Основа сюжета – вторая мировая война действительна реальна, а вот взгляд финских кинематографистов на нее далек от объективности.

В фильме достаточно много ляпов, очевидных военным и историкам. Например, создатели киноленты полностью умалчивают о том, почему Финляндия оказалась на стороне Германии, какие цели преследовала в войне и какой ценой добивалась победы, но так и не добилась. Создатели ленты говорят о том, что Финляндии удалось сохранить независимость в результате войны, но замалчивают тот факт, что не СССР напал на Финляндию, а Финляндия на СССР.

Если считать финский фильм картиной, основанной на реальных событиях, то тогда польский фильм «Приключения канонира Доласа» и сериал «Четыре танкиста, и собака» необходимо признать вершиной документалистики. Картина представляет интерес только как фильм, в котором показан велосипед на войне. Других достоинств, картина не имеет.

Мы рассмотрели только часть военных велосипедов. Но мы к ним ещё не раз вернемся.
Иллюстрации из книги:
Horst Hinrichsen
Radfahrschwadronen: Fahrraeder im Einsatz bei der Wehrmacht 1939-1945
Издательство: Podzun-Pallas-Verlag 1996

 

 

Велосипеды на войне. Агрессоры

Related Post

30.10.2014г. состоялось расширенное совещание Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики.30.10.2014г. состоялось расширенное совещание Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики.

   30 октября 2014 года в станице Сторожевой Зеленчукского района состоялось выездное расширенное совещание Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики по подведению итогов работы Управления за 9 месяцев 2014 года.   В

"Зеленый" символ Вологодчины — черемуха"Зеленый" символ Вологодчины — черемуха

На сайте всероссийской экологической акции «Аллея России» завершилось пользовательское голосование за растения, которым предстоит стать символами регионов страны. За право представлять Вологодскую область боролись пять «зеленых» конкурсантов, однако победителем была